В высокотехнологичную эпоху часто встаёт вопрос, как будет выглядеть мода будущего. Кому-то кажется, что нас ждут одинаковые комбинезоны, а кто-то считает, что мы будем обтянуты латексом с головы до ног. Какими бы фантазиями ни тешились дизайнеры и модельеры, факт остаётся фактом – тема будущего очень привлекательна с точки зрения моды. Хоть мы и не изобретём одежду будущего, но вполне можем одеться в стилистике футуризма. А вдохновение для этого возьмем из искусства.
Тема будущего особенно остро начала волновать умы людей в начале 20 столетия. В 1909 году эксцентричный итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти публикует свой первый манифест футуризма (от лат. futurum — будущее) в престижной французской газете Le Figaro. Там он провозглашает, что будущее за автомобилями и аэропланами, а музеи и библиотеки необходимо разрушить.
Итальянский футуризм был сильно политизирован, поэтому некоторые высказывания Маринетти, который дружил с Муссолини и разделял идеи фашизма, были радикальны. Вообще футуризм – движение резкое, быстрое и смелое, иногда чересчур. Но, конечно, не все деятели футуристического искусства поддерживали столь радикальные взгляды и активно участвовали в политических событиях.
Последователи футуризма восхваляли красоту скорости, технический прогресс, науку и урбанизацию. Они стремились сломить устаревшие традиции и построить новый прогрессивный мир.
Так, например, известный художник-футурист Умберто Боччони в своей картине «Город встаёт» отошёл от привычной реальности и изобразил движение. Здесь мы видим в центре сюжета город, а точнее стройку, на фоне которой смешались кони и люди. Обилие ярких цветов, изображение предметов в динамике, акцент на теме большого города – отличительные черты живописи футуризма.
Ещё одна сцена из городской жизни запечатлена Умбертом Боччони в картине «Мятеж в галерее». Драка двух женщин, вокруг которых собралась толпа, привносит движение и хаос по всей улице. Примечательно, что действие происходит вечером или ночью, а освещает улицу свет, исходящий от технологического новшества – электрических ламп.
Желание футуристов дистанцироваться от классического искусства проявляется в выборе сюжета. Это видно на примере картины Джакомо Балла «Уличный фонарь». Итальянский художник создал монументальное произведение размером в человеческий рост, который посвятил, казалось бы, несущественному для искусства предмету – фонарю. Однако мы можем наблюдать, что свет, исходящий от фонаря, затмевает лунный свет. Это отсылает к высказыванию Маринетти о том, что нужно уничтожить луну, как символ всего романтического и сентиментального.
Отражение любви Балла к движению и скорости видно на картине «Динамизм собаки на поводке». Футуристам важно показать мир в разных временных точках, причём одновременно. Так, мы видим, по сути, раскадровку прогулки дамы со своей собачкой. Динамизм картины достигается путём приёма наложения друг на друга разных фаз движения предметов.
Джакомо Балла, Умберто Боччони и Джино Северини познакомились примерно в один момент. Их сблизил интерес к революциям, социалистическим идеям и философии Ницше. Северини воплощал идеи футуризма через нестандартные эксперименты с формой художественного произведения. Художник считал, что «движение и свет разрушают материальность тел», именно поэтому «Голубая танцовщица» раздроблена на отдельные фрагменты.
Бунтарство, выход за рамки, стремление к новизне – то, что отличает футуризм. То же самое можно сказать и о моде 21 века. Вдохновившись футуристическим искусством, вы наверняка воплотите самые смелые идеи в образах и станете двигателем стиля!

